Что смотреть в Cube.Moscow этой весной — выбор «Сноба»

Галереи — резиденты столичного Cube.Moscow представили проекты про концепцию маленького человека, мир сновидений как альтернативную реальность и цикличность природы и личности. «Сноб» рассказывает, на какие выставки стоит сходить в Москве с апреля по май.

Настя Миро и Всеволод Саплин, «Новый день»

Kupol Gallery

Настя Миро и Всеволод Саплин, выставка «Новый день»
Настя Миро и Всеволод Саплин, выставка «Новый день»

Это не первый проект художницы Насти Миро, подготовленный совместно с мужем, тоже художником, Севой Саплиным. В прошлом году дуэт придумал «Долгую счастливую ночь». Она родилась по следам поездки пары в самое холодное место России, почти полностью лишенный жизни поселок Диксон. В новую же экспозицию вошли выцветшие от аномально минусовой температуры фото, найденные художниками в заброшенном Доме культуры в Диксоне. А еще — живопись Миро и фрагменты видеосъемок из той поездки. Но теперь эта серия предстает в новом ключе: после долгого сна рано или поздно наступает пробуждение, зима сменяется весной, а вдали темного туннеля маячит свет. 

Это выставка-цикл, поэтому и развеска задумана как «временная петля». Заходя в галерею и начиная осмотр с прозрачных боксов со снимками, зритель начинает свое путешествие с застывшего вне времени и пространства Диксона. Но там, где Миро вписывает несуществующую зелень, виднеющуюся из навсегда заледеневших окон, вступает в игру краткий миг цвета и тепла в абстракции Саплина. Она, в свою очередь, вновь погружается в морозный анабиоз, плавно переходя из видеоарта к воспоминаниям о Диксоне — и «Новый день» начинается заново, не имея конца. 

Коллективная выставка «Функция. Аффект»

PA Gallery

Выставка «Функция. Аффект»
Выставка «Функция. Аффект»

Как признаются основательницы галереи Надежда Аванесова и Елена Паршина, «Функция. Аффект» — спин-офф прошедшей в прошлом году выставки «Функция». Тогда художники — участники проекта исследовали функциональность техник и методов совриска. Теперь авторы поговорят о том, какой эффект (или аффект) производят способы создания произведения, а также выбор цвета и формы. В глаза бросается красный цвет — он противоречив, и в этом его прелесть. Говорящий про любовь и страсть, про агрессию и гнев, про богатство и благополучие, красный проник в культуры всего мира и сегодня продолжает влиять на человеческое восприятие. К нему обращается и Андрей Волков, смешивая его с желтым и добавляя искристости, и Алиса Горелова, привлекая оттенок к теме телесности и нестабильных чувств между людьми. 

И конечно, в красном есть место как созиданию, так и разрушению, о котором рассуждают авторы в другой половине экспозиции. Это Анна Казьмина, превратившая винтажный китайский фарфор в совершенно новый объект, или Андрей Сяйлев, заставивший человеческое лицо застыть с помощью химической реакции на шерстяной балаклаве. И тот, и другой объекты лишились своего первоначального облика и были разрушены, чтобы возродиться в новом амплуа. Но для кого-то разрушение покажется финальной стадией жизни объекта — и это уже совсем другая история.

Иван Симонов, «Дурачок»

Syntax Gallery

Иван Симонов, выставка «Дурачок»
Иван Симонов, выставка «Дурачок»

Те, кто ценит не только современное искусство, но и русский рок, скорее всего, вспомнят песню Егора Летова «Про дурачка», едва познакомившись с выставкой. Изначально она называлась «Ходит дурачок», как и поется в первых строках хита 1990 года. Но Ваня Симонов решил абстрагироваться от нарратива и текста песни и назвал свою выставку просто «Дурачок». Основная мысль проекта — рассуждение о маленьком человеке, ищущем свое место в мире.

Родившись без козырей (читай: связей и благосклонностей свыше), неназванный герой, в котором многие могут узнать себя, надеется на бога, но и сам старается не плошать, прорезая свой путь в мире высокой конкуренции «покупных» и «продажных». Ваня не только создает актуальное искусство, но и чувствует, как «продать» его массовому зрителю. Экспозиция полнится объектами, которые вполне могут получить эффект фотозоны: например, арт-зеркало с надписью «Да и ты не подарок» наверняка в ближайшее время разлетится по соцсетям инфлюенсеров.

Коллективная выставка «Грезы»

Галерея «Небеса»

Выставка «Грезы»
Выставка «Грезы»

Галерея «Небеса» уже представляла проект «Грезы», но теперь подготовила своего рода сиквел выставки. Художники делятся своими снами. Кто-то ищет в них потаенные смыслы, другие — черпают творческое вдохновение, третьи — пытаются их объяснить. Идея куратора Романа Куценко заключается в том, чтобы осознать, насколько на самом деле фантазия и реальность размыты и как легко перейти из одного состояния в другое. А зачастую сделать это даже приятно. Первый выпуск «Грез» объединял работы девяти авторов, во втором их всего семь.

Из прошлого состава остались только Наталья Попова, Кирилл Клоков и Аня Кабирова. Последняя работает с арома-искусством, создавая «запахи снов». Аня Кабирова представила аромат собственного сновидения, но без названия или описания — зритель должен представить себе его сюжет сам. Многие работы заточены на поиск ассоциаций: например, инсталляция Натальи Поповой «Орган внимания» во многом напоминает связку рыб после удачного улова, часть которых вырвалась из сетей и парит по всему пространству галереи. Кто сказал, что рыбы не летают?

Антон Куприянов, «Тут недалеко»

Галерея «Триптих»

Антон Куприянов, выставка «Тут недалеко»
Антон Куприянов, выставка «Тут недалеко»

Привычный пейзаж спального района быстро надоедает, и человеку хочется сменить обстановку. Но, сделав это, он начинает испытывать светлую тоску и возвращаться на прежнее место — прогуляться или по делам. Выставка Антона Куприянова рассказывает о том, как мы неосознанно влюбляемся в окружающую нас среду, даже если в какой-то момент нам хочется из нее сбежать. Его работы посвящены молчаливой эстетике российских глубинок. Художник и сам родом из небольшого городка в Сибири — Тара. 

Экспозиция полностью повторяет типичную российскую автобусную остановку. Свежеокрашенная лавка, расклеенные объявления о сдаче и съеме квартиры, поиске работы или знакомств, и подозрительный тип в толстовке с капюшоном. Это одновременно и жуткое зрелище и что-то очень родное, даже романтичное. 

На деле мутного вида парень может оказаться совсем не страшным — просто нелюдимым. Может, из-за ментальных проблем, на которые мало кто обращает внимание? Партнер проекта «Антон тут рядом» как раз информирует людей об аутизме и оказывает помощь людям с этим заболеванием. Часть выручки с продаж работ Антона Куприянова пойдет в поддержку фонда.

Автор: Тамара Лорка